Часто задаваемые вопросы

Какие изменения произошли в порядке выдачи виз иностранным гражданам и, в этой связи, в порядке пребывания иностранных граждан, имеющих многократные визы, на территории Российской Федерации?
На какой срок предоставляется статус вынужденного переселенца? При каких обстоятельствах статус вынужденного переселенца может быть продлен и на какой срок? Какие нужно предоставить документы для продления срока действия статуса вынужденного переселенца?
Я хочу трудоустроить иностранных граждан (Р. Турция), что мне необходимо для этого сделать?
Какие мне необходимы действия как работодателя после трудоустройства гражданина Р. Узбекистана к себе на предприятие?
Почему я, как работодатель не могу привлечь иностранных работников с Р. Узбекистан для осуществления строительной деятельности. Сотрудники отдела по вопросам трудовой миграции объясняют это отсутствием «квоты» на выдачу разрешений на работу?
Имеет ли право временно пребывающий в РФ иностранный гражданин осуществлять трудовую деятельность за пределами субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу?
Как оформить наличие гражданства Российской Федерации несовершеннолетнему ребенку?
Какие документы подтверждают наличие гражданства Российской Федерации у несовершеннолетнего ребенка?
С какими странами заключены международные соглашения об упрощенном порядке приема в гражданство и каков данный порядок?
Куда обращаться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации?
Я являюсь иностранным гражданином, получил разрешение на временное проживание в Ставропольском крае. Когда я могу обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации?
Ребенок рожден на территории РФ в 2005 году, на момент рождения ребенка родители являлись гражданами РФ. Прошу Вас разъяснить, необходимо ли обращаться в территориальное подразделение ФМС России для проставления штампа о принадлежности к гражданству РФ.
Какой документ может быть использован в качестве документа подтверждающего владение русским языком?
Каков порядок получения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими на территории Российской Федерации с 2002 года, т.е. более 10 лет.
Прошу Вас разъяснить, какие документы, подтверждающие доход необходимо предоставить при приеме в гражданство Российской Федерации?
Прошу разъяснить порядок приема несовершеннолетнего ребенка в гражданство Российской Федерации?
Как получить гражданство Российской Федерации гражданам Республик Казахстана, Кыргыстан, Республики Беларусь на основании международных соглашений?
О недостаточном финансировании подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище».
Вопрос об увеличении размера компенсационных выплат за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим её безвозвратно.
Я гражданка Российской Федерации с 2005 года, супруг гражданин Армении, в 2001 году я родила ребенка. В настоящее время ребенку 12 лет, он обучается в школе. Я не могу оформить ему гражданство, так как требуют, чтобы ребенок состоял на миграционном учете.
В 2012г. получила разрешение на временное проживание. В настоящее время собираю документы на получение вида на жительство. В ОУФМС просят предоставить документ, подтверждающий наличие доходов. Я являюсь пенсионеркой, каким документов могу подтвердить нали
Осуществляется ли регистрация граждан в домовладении, принадлежащем на праве собственности нескольким гражданам, так называемая долевая собственность?
Осуществляется ли регистрация граждан в принадлежащем им на праве собственности «садовых домиках»?

Какие изменения произошли в порядке выдачи виз иностранным гражданам и, в этой связи, в порядке пребывания иностранных граждан, имеющих многократные визы, на территории Российской Федерации?

(4 октября 2007 г. Правительство Российской Федерации утвердило изменения в Положение об установлении формы визы, порядка и условий её оформления и выдачи, продления срока её действия, восстановления её в случае утраты, а так же порядка аннулирования визы (постановление Правительства Российской Федерации № 635). Данные изменения внесены, прежде всего, для приведения в соответствие положений действующего Российского законодательства, и полностью соответствуют нормам международного Соглашения, заключенного Российской Федерацией со странами Евросоюза об упрощении визовых процедур.Не секрет, что раньше многие иностранные граждане использовали годовые многократные визы для работы в России.В частности, в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза, вступившим в силу 1 июня 2007 года, суммарный срок пребывания граждан Российской Федерации на территории государств-участников Соглашения по всем краткосрочным визам, включая МНГ, не может превышать 90 суток в течение полугода. Пунктом 5 названного постановления определено, что суммарный срок пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации по многократной визе устанавливается при оформлении визы уполномоченным государственным органом, но не более чем 90 дней в течение каждого периода в 180 дней, то есть никаких нововведений в нашем Законодательстве в отношении граждан стран-членов ЕС не произошло. Они коснулись только граждан других стран и полностью соответствуют Шенгенским правилам.Новый срок пребывания установлен для иностранных граждан, пребывающих в Российской Федерации на основании многократных деловых или гуманитарных виз, оформленных с 18 октября 2007 года, и не распространяется на владельцев рабочих и учебных виз.При этом в отношении лиц, прибывших в Российскую Федерацию по многократным визам, оформленным до вступления в силу настоящего постановления, применяются ранее действовавшие правила пребывания и учета иностранных граждан до окончания срока действия их многократных виз (непрерывно 180 суток в течение 1 года).Названное постановление Правительства Российской Федерации определяет также исчерпывающий перечень оснований, при которых может быть продлена виза иностранного гражданина, и установлен срок ее продления.)

На какой срок предоставляется статус вынужденного переселенца? При каких обстоятельствах статус вынужденного переселенца может быть продлен и на какой срок? Какие нужно предоставить документы для продления срока действия статуса вынужденного переселенца?

Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом на каждый последующий год. Для рассмотрения вопроса о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца лицо не позднее дня истечения срока предоставления ему статуса подает заявление, к которому прилагаются следующие документы:

  1. Удостоверение вынужденного переселенца.
  2. Копия паспорта.
  3. Справка органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, об отсутствии у заявителя и членов его семьи жилого помещения на правах собственности по месту его регистрации.
  4. Договор найма (для вынужденных переселенцев, имеющих регистрацию в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его родственникам или иным лицам).
  5. Договор поднайма (для вынужденных переселенцев, имеющих регистрацию в жилом помещении, предоставленном ему родственниками или иными лицами, являющимися нанимателями этого жилого помещения).
  6. Другие документы, подтверждающие наличие у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства.Если лицо не имеет возможности самостоятельно подать заявление, оно может быть подано через уполномоченного на то представителя.

Я хочу трудоустроить иностранных граждан (Р. Турция), что мне необходимо для этого сделать?

В соответствии с ФЗ № 115 (п.4 ст.13) работодатель имеет право привлекать иностранных работников (прибывших на территорию РФ, в визовом режиме) только на основании разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы, выдаваемого ФМС России. С 25 июля 2008 года вступил в законную силу «Административный регламент предоставления федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов российской федерации, осуществляющими переданные полномочия российской федерации в области содействия занятости населения, федеральным агентством морского и речного транспорта и государственным комитетом российской федерации по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства», утвержденный приказом N 1/4/1/2 от 11 января 2008 г., регламентирующий правила оформления разрешений на привлечение и использование иностранной рабочей силы (РпиИИРС). Определен исчерпывающий перечень документов, необходимых организации для получения РпиИИРС (заявление о выдаче работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников по установленной форме, оформленное на заместителя директора ФМС России и его копия; нотариально заверенные копии свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации; проект трудового договора; при этом условия оплаты и охраны труда иностранных граждан, их социального обеспечения и страхования определяются законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; оригинал документа об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения работодателю и его копия (3000 р. за человека) Необходимо отметить важность обращения работодателя с заявками о необходимости содействия в подборе кадров в государственные учреждения – центры занятости населения края за 1 календарный месяц до обращения в отдел по вопросам трудовой миграции УФМС России по Ставропольскому краю для получения разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы, так как в ином случае отсутствие обращения будет являться основанием для получения от органа государственной службы занятости населения субъекта РФ заключения о привлечении и об использовании иностранных работников, содержащее решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы, которое в свою очередь послужит основанием для отказа в выдаче ФМС России разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы.

Какие мне необходимы действия как работодателя после трудоустройства гражданина Р. Узбекистана к себе на предприятие?

В соответствии с изменениями, вступившими с 15 января 2007 года в законную силу нормативными документами, изменившими правила привлечения иностранной рабочей силы на территории РФ. В частности, значительно упрощена процедура получения разрешительных документов иностранными гражданами, прибывшими в порядке, не требующем получения визы. Теперь иностранные работники из стран с безвизовым режимом вправе самостоятельно оформлять разрешение на работу, при чем, работодатели, привлекающие иностранных граждан, прибывших в порядке, не требующем получения визы, не обязаны оформлять разрешение на привлечение и использование иностранных работников. В обязанности работодателя входит уведомить в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения трудового или гражданско-правового договора о привлечении иностранной рабочей силы по установленной законом форме органы исполнительной власти. В частности, УФМС России по СК, Управление государственной службы занятости населения Ставропольского края и налоговый орган по месту постановки на налоговый учёт организации. Форма и правила установлены постановлением Правительства № 183 от 18.03.2008 года «Об утверждении Правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу». Неуведомление вышеуказанных органов влечет административную ответственность по ч. 3 ст.18.15 КоАП РФ «...неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ). В соответствии с ФЗ №-109 работодатель является принимающей стороной и несет ответственность за соблюдение правил миграционного учета, то есть ему необходимо после заключения трудовых отношений обратиться в территориальные структурные подразделения УФМС России по СК с документами на продление срока временного пребывания иностранного гражданина по месту регистрации юридического лица (трудовой(гражданско-правовой) договор, паспорт иностранного гражданина, бланк уведомления о постановке его на миграционный учет и разрешение на работу), а в случае расторжения трудового (гражданско-правового) договора с документами для снятия его с миграционного учета (бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, копия приказа об увольнении).

Почему я, как работодатель не могу привлечь иностранных работников с Р. Узбекистан для осуществления строительной деятельности. Сотрудники отдела по вопросам трудовой миграции объясняют это отсутствием «квоты» на выдачу разрешений на работу?

Дело в том, что в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан РФ, Правительство РФ ежегодно утверждает для выдачи определенное количество разрешений на работу иностранным гражданам, так называемую «квоту». А она в свою очередь формируется в соответствии с постановлением Правительства № 783 от 22 декабря 2006 г. «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации».

Работодатели ежегодно, до 1 мая, представляют в Управление труда и социальной защиты населения Ставропольского края заявку о потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками (далее - заявка работодателей). На основании этих заявок уполномоченными органами исполнительной власти формируется «квота» на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, которые необходимы ИРС в соответствии с п. 4 ст. 13 ФЗ № 115 от 25.07.2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Также, в случае если в течение года, на который установлены квоты, у работодателей возникает необходимость в дополнительном привлечении иностранных работников сверх заявленной ими потребности либо если о возникшей потребности в привлечении иностранных работников заявили работодатели, не представлявшие в установленном порядке заявку, размер установленных квот и (или) профессионально-квалификационная структура квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу могут быть скорректированы путем подачи работодателями заявок в Управления труда и социальной защиты населения по Ставропольскому краю.

Имеет ли право временно пребывающий в РФ иностранный гражданин осуществлять трудовую деятельность за пределами субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу?

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 17.02.2007 г. № 97 временно пребывающий иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность за пределами субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу, если:

а) он имеет направление в служебную командировку. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта РФ не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, выданного иностранному гражданину;
б) постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта РФ не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, выданного иностранному гражданину.

Как оформить наличие гражданства Российской Федерации несовершеннолетнему ребенку?

Согласно действующему законодательству гражданство несовершеннолетних детей определяется наличием гражданства у их родителей на момент рождения ребенка. В связи с чем, при оформлении наличия гражданства детям устанавливается принадлежность к гражданству Российской Федерации их родителей. При определении гражданства несовершеннолетних детей, полномочный орган делит их как бы на три условные группы. К первой относятся дети, рожденные до 6 февраля 1992 года. Для признания их гражданами Российской Федерации необходимо подтвердить постоянное проживание в Российской Федерации на 06.02.1992 года ребенка, либо его обоих родителей. Во вторую группу входят дети, рожденные после 6 февраля 1992 года и до 1 июля 2002 года. Для определения принадлежности их к гражданству предоставляются документы, подтверждающие принадлежность к гражданству родителей на момент рождения ребенка. В свидетельство о рождении детей не достигших 14-летнего возраста, проставляется отметка о принадлежности к гражданству РФ. Детям, которым исполнилось 14 лет, выдается паспорт гражданина Российской Федерации. В третью возрастную условную группу входят дети, рожденные после 1 июля 2002 года. У данной категории принадлежность их к гражданству может подтверждаться самим свидетельством о рождении, если в свидетельство о рождении внесены сведения о гражданстве Российской Федерации обоих родителей, единственного родителя, либо одного из родителей.

Какие документы подтверждают наличие гражданства Российской Федерации у несовершеннолетнего ребенка?

Лицу, достигшему возраста 14 лет и приобретшему гражданство Российской Федерации, выдается паспорт гражданина Российской Федерации. Сведения о ребенке в возрасте до 14 лет, приобретшем гражданство Российской Федерации, вносятся в паспорт родителя (паспорта родителей), состоящего (состоящих) в гражданстве Российской Федерации, и заверяются подписью должностного лица и соответствующей печатью полномочного органа. По просьбе родителя (родителей) на бланке свидетельства о рождении ребенка должностным лицом полномочного органа может быть проставлена отметка, подтверждающая наличие у ребенка гражданства Российской Федерации. Если ребенок в возрасте до 14 лет приобрел гражданство Российской Федерации по заявлению его усыновителя или опекуна (в том числе руководителя учреждения, в котором ребенок находится на полном государственном попечении), на бланке свидетельства о рождении ребенка должностным лицом полномочного органа проставляется отметка, подтверждающая наличие у ребенка гражданства Российской Федерации. Если свидетельство о рождении выдано компетентным органом иностранного государства, такая отметка проставляется на документе, содержащем перевод на русский язык свидетельства о рождении. Указанный документ должен быть удостоверен в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения с проставлением на нем апостиля.По просьбе родителя (родителей), усыновителя (усыновителей) или опекуна ребенку в возрасте до 14 лет, приобретшему гражданство Российской Федерации, может быть оформлен заграничный паспорт.

С какими странами заключены международные соглашения об упрощенном порядке приема в гражданство и каков данный порядок?

В соответствии с действующими международными соглашениями между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией для граждан указанных государств предусмотрен упрощенный порядок приобретения гражданства. Под действие данных международных договоров, попадает следующая категория лиц:
  • лица имеющие близких родственников (супруга(и), одного из родителей, усыновителей, ребенка в том числе усыновленного, сестры, брата, деда или бабушки, внука или внучки) граждан Российской Федерации зарегистрированных по месту жительства;
  • лица родившиеся и проживавшие на территории РСФСР до 21 декабря 1991 года и одновременно состоявшие в гражданстве бывшего СССР.
  • граждане Кыргызской Республики, состоявшие в гражданстве бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории Кыргызской Республики на 15 декабря 1990 года и на 09 ноября 1997 года;
  • граждане Республики Казахстан, состоявшие в гражданстве бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории Республики Казахстан на 21 декабря 1991 года и на 18 августа 1997 года;
  • для указанной категории лиц, должны быть соблюдены следующие условия предусмотренные действующими соглашениями, а именно:
    оформлен выезд на постоянное место жительство в Российскую Федерацию: для граждан Республики Казахстан национальный паспорт с отметкой о выезде на Постоянное место жительства в РФ
    для граждан Кыргызской Республики национальный паспорт с отметкой о выезде на Постоянное место жительства в РФ, либо соответствующий листок убытия, разрешение на переезд в Российскую Федерацию;
  • для граждан Республики Беларусь выезд на постоянное место жительства подтверждается национальным паспортом серии РР;
    наличие одного из условий перечисленных в категории лиц подпадающих под действие международных договоров, подтвержденных документами, а имено свидетельством о рождении, паспортом родственников граждан РФ с отметкой о регистрации по месту жительства в РФ, справками, выданными полномочными органами Республики Казахстан или Кыргызской Республики, о постоянном проживании на указанные выше даты; постановка на миграционный учет в Российской Федерации.

Куда обращаться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации?

В соответствии с действующим законодательством заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается по месту жительства заявителя:

а) лицом, проживающим на территории Ставропольского края, - в территориальные подразделения УФМС России по Ставропольскому краю;
б) лицом, проживающим за пределами Российской Федерации и не имеющим места жительства на территории Российской Федерации, в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.Заявление подается заявителем лично.В случае если заявитель не может лично подать заявление в связи с обстоятельствами, имеющими исключительный характер и подтвержденными документально, заявление и необходимые документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте. В этом случае подлинность подписи лица, подписавшего заявление, и соответствие копии документа, прилагаемого к заявлению, его подлиннику удостоверяются нотариальными записями.Заявление об изменении гражданства ребенка или недееспособного лица подается их родителями либо другими законными представителями по месту жительства заявителя либо по месту жительства ребенка или недееспособного лица.

Я являюсь иностранным гражданином, получил разрешение на временное проживание в Ставропольском крае. Когда я могу обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации?

Сообщаю Вам, в соответствии с действующим законодательством, при приеме в гражданство Российской Федерации представляется вид на жительство в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» № 115-ФЗ от 25.07.2002 года в течении срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство.

Согласно пункта 2 вышеуказанной статьи – до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

При наличии оснований, предусмотренных статьей 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» №62-ФЗ срок проживания на территории Российской Федерации для обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке не установлен. При отсутствии таких оснований устанавливается срок непрерывного проживания 5 лет со дня получения заявителем вида на жительство до момента обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации.

Ребенок рожден на территории РФ в 2005 году, на момент рождения ребенка родители являлись гражданами РФ. Прошу Вас разъяснить, необходимо ли обращаться в территориальное подразделение ФМС России для проставления штампа о принадлежности к гражданству РФ.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 13.04.2011 года № 444 «О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации», наличие гражданства Российской Федерации у детей, родившихся после 01.07.2002г., удостоверяется свидетельством о рождении, в которое внесены сведения о гражданстве Российской Федерации родителей, одного из родителей или единственного родителя.

Согласно требованиям международных соглашений проставление в свидетельство о рождении ребенка отметки, удостоверяющей наличие у него гражданства Российской Федерации необходимо в случае выезда вместе с ребенком, не достигшим возраста 14 лет, в Украину, Абхазию, Южную Осетию, Киргизскую Республику, Республики Казахстан и Таджикистан.

Государственные и иные органы, учреждения и организации при оказании услуг в сфере здравоохранения, образования, социального обеспечения и других сферах не вправе требовать иного удостоверения наличия гражданства Российской Федерации у ребенка, не достигшего возраста 14 лет.

Какой документ может быть использован в качестве документа подтверждающего владение русским языком?

В соответствии с «Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», утвержденным Указом Президента Российской Федерации 14.11.2002 года № 1325 заявитель должен представить документ, подтверждающий его владение русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды. Владение русским языком на указанном уровне подтверждается одним из следующих документов:

- документом государственного образца о получении образования (не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением (организацией):

- до 1 сентября 1991 г. - на территории государства, входившего в состав СССР;

- после 1 сентября 1991 г. - на территории Российской Федерации;

- документом об образовании, выданным на территории иностранного государства, в котором русский язык является одним из государственных языков (Беларусь и Южная Осетия).

В случае, если указанные документы отсутствуют, подтверждением знания русского языка может быть сертификат о прохождении тестирования по русскому языку (в объеме не ниже базового уровня общего владения русским языком), выданный образовательным учреждением (организацией) на территории Российской Федерации или за рубежом, которому (которой) Министерством образования Российской Федерации разрешено проведение государственного тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку как иностранному языку.

Пройти тестирование и получить сертификат государственного образца возможно:

- в Северо-Кавказском Государственном Университете, расположенном по адресу: г. Ставрополь, ул. Пушкина, д. 1 (телефон (8-8652-35-45-70);

- в Пятигорском государственном лингвистическом университете, расположенном по адресу: г. Пятигорск, ул. Калинина, д. 9 (8-8793-400-222).

Каков порядок получения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими на территории Российской Федерации с 2002 года, т.е. более 10 лет.

12 ноября 2012 года вступил в силу Федеральный закон № 182 – ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон « О гражданстве Российской Федерации». Указанный закон направлен на урегулирование правового статуса определенной категории лиц. С заявлением о приеме в гражданство могут обратиться:

1.Лица, по состоянию на 05.09.1991 года состоявшие в гражданстве бывшего СССР, которые прибыли для проживания на территорию Российской Федерации до 1 ноября 2002 года и проживают безвыездно до настоящего времени и не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.

2. Дееспособные лица, достигшие возраста 18 лет, рожденные после 05.09.1991 года, если они не имеют гражданства иностранного государства, прибыли в Российскую Федерацию с родителями до 1 ноября 2002 года и проживают по настоящее время, при условии, что один из их родителей до настоящего времени является лицом без гражданства и проживает на территории Российской Федерации (попадает под первую категорию).

Длительное время остро стоит вопрос урегулирования ситуации, сложившейся в результате необоснованной выдачи паспортов лицам, не являющимся гражданами Российской Федерации. В настоящее время, с учетом изменений в законодательстве о гражданстве появилась возможность приобретения гражданства и для этой категории граждан. Кроме того, лица, получившие паспорт гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 года и не приобретшие гражданства Российской Федерации, признаются гражданами России с момента первичного получения паспорта гражданина Российской Федерации, в случае если они не имеют гражданства иностранного государства.

Заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, либо о признании гражданином Российской Федерации подаются заявителем лично в письменном виде в территориальное подразделение УФМС России по Ставропольскому краю по месту жительства, месту пребывания, либо по месту фактического проживания (при условии отсутствия регистрации по месту жительства или по месту пребывания). Обязательными документами при обращении с заявлением являются: свидетельство о рождении и документы, подтверждающие факт прибытия заявителя на территорию Российской Федерации до 1 ноября 2002 года и проживания по настоящее время. В процессе работы с заявителями сотрудниками по совокупности представленных документов устанавливается данный факт. При отсутствии документально подтверждения факта прибытия заявителя на территорию Российской Федерации до 1 ноября 2002 года и проживания по настоящее время, данный факт может быть установлен в судебном порядке. При отсутствии у заявителя документа, удостоверяющего личность, проводится процедура установления личности, на период рассмотрения заявления о приеме в гражданство выдается временно удостоверение личности.

Указанные положения применяются до 1 января 2017 года.

Прошу Вас разъяснить, какие документы, подтверждающие доход необходимо предоставить при приеме в гражданство Российской Федерации?

В соответствии с «Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», утвержденным Указом Президента Российской Федерации 14.11.2002 года № 1325 при подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, заявитель должен предоставить документ, подтверждающий наличие законного источника средств к существованию за период проживания на территории Российской Федерации.

В качестве подтверждения наличия законного источника средств к существованию может быть представлен один из следующих документов: справка о доходах физического лица, декларация по налогам на доходы физических лиц с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособия, подтверждение получения алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, либо иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности.

В пункте 15 заявления о приеме в гражданство Российской Федерации отражается трудовая деятельность за последние пять лет, предшествовавших дате обращения с заявлением(включая учебу в высших , Средних, средне-специальных и профессионально технических учебных заявлениях, военную службу).

В пункте 16 вышеуказанного заявления указываются источники средств к существованию (указываются все имевшиеся виды доходов за период проживания в Российской Федерации)

В пункте 17 заявления указывается источник средств к существованию за период проживания на территории РФ с 1 января по 31 декабря года, предшествовавшего дате обращения с заявлением, вносятся виды доходов и их величина (указываются доходы по основному месту работы, доход от иной деятельности, доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях, доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях, пенсии, стипендии, иные социальные выплаты).

При наличии в собственности личного подсобного хозяйства получение доходов от него не противоречит закону. Учет личных подсобных хозяйств в похозяйственных книгах предусмотрен статьей 8 Федерального закона № 112-ФЗ от 07.07.2003года «О личном подсобном хозяйстве». Документ, выданный органом местного самоуправления в подтверждение факта продажи продукции, произведенной на принадлежащем гражданину земельном участке, а также выписка из похозяйственной книги, могут являться подтверждением того, что доходы получены от ведения подсобного хозяйства, в том числе, в натуральном продукте.

Прошу разъяснить порядок приема несовершеннолетнего ребенка в гражданство Российской Федерации?

Ребенок может быть принят в гражданство Российской Федерации совместно с одним из родителей, либо по заявлению родителя – гражданина Российской Федерации. При этом предоставляются следующие документы:

- свидетельство о рождении ребенка, а так же паспорт ребенка (при его наличии);

- один из документов, подтверждающих проживание ребенка на территории Российской Федерации ( вид на жительство либо разрешение на временное проживание ребенка, выписка из домовой книги или копия поквартирной карточки; копия финансового лицевого счета, или вид на жительство одного из родителей или единственного родителя с указанием сведений о ребенке);

- нотариально оформленное согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на приобретение гражданства Российской Федерации;

- нотариально заверенное согласие другого родителя о приеме ребенка в гражданство Российской Федерации. Заявление составляется в произвольной форме.

Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство в упрощенном порядке осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

Как получить гражданство Российской Федерации гражданам Республик Казахстана, Кыргыстан, Республики Беларусь на основании международных соглашений?

Согласно Указу Президента Российской Федерации «О внесении изменения в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325» № 1391 от 19.10.2011 года при подаче заявления о приобретении гражданства Российской Федерации на основании международных договоров Российской Федерации об упрощенном порядке приобретения гражданства Российской Федерации предоставляется вид на жительство в Российской Федерации.

При наличии вида на жительство, вопрос о приеме в гражданство Российской Федерации может быть решен в соответствии с международным соглашением между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства, вступившего в силу 4.11.2000г.:

1. Каждая Сторона предоставит прибывающим на постоянное жительство на ее территорию гражданам другой Стороны право приобрести гражданство в упрощенном (регистрационном) порядке при наличии одного из следующих условий:

а) если заявитель состоял в гражданстве Белорусской ССР, Казахской ССР, Киргизской ССР или РСФСР и одновременно в гражданстве бывшего СССР, родился или проживал на территории Стороны приобретаемого гражданства до 21 декабря 1991 года;

б) при наличии у заявителя одного из постоянно проживающих на территории Стороны приобретаемого гражданства и являющихся ее гражданами близких родственников: супруга (супруги), одного из родителей (усыновителей), ребенка (в том числе усыновленного), сестры, брата, деда или бабушки, внука или внучки.

Обязательным условием при подаче заявления о приобретении гражданства Российской Федерации на основании вышеуказанного соглашения является предоставление подтверждения о выезде на постоянное жительство на территорию Российской Федерации с территории иностранного государства (отметка в паспорте иностранного гражданина и листок убытия, к документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина). Для граждан Республики Беларусь иностранный паспорт должен быть серии РР.

О недостаточном финансировании подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище».

С 2006 года жилищное обустройство вынужденных переселенцев осуществляется органами местного самоуправления в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище».

Территориальные органы ФМС России полномочиями по выдаче и реализации государственных жилищных сертификатов не наделены. УФМС России по Ставропольскому краю осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления и Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края по жилищному обустройству вынужденных переселенцев.

Функции по формированию списка граждан-участников подпрограммы, а также контроль за выдачей государственных жилищных сертификатов и их реализацией возложены на Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края.

C 2006 года по 01.07.2013 года выдано 443 государственных жилищных сертификата, для жилищного обустройства вынужденных переселенцев: в 2006 году – 25, в 2007 году – 49, в 2008 году – 39, в 2009 году – 57, в 2010 году – 40, в 2011 году – 72, в 2012 года – 161.

Вопрос об увеличении размера компенсационных выплат за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим её безвозвратно.

Компенсационные выплаты производятся в соответствии с Порядком выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 года № 510.

В указанный правовой акт, в части увеличения компенсационных выплат изменений внесено не было и в настоящее время дополнительные компенсационные выплаты действующим законодательством не предусмотрены.

Я гражданка Российской Федерации с 2005 года, супруг гражданин Армении, в 2001 году я родила ребенка. В настоящее время ребенку 12 лет, он обучается в школе. Я не могу оформить ему гражданство, так как требуют, чтобы ребенок состоял на миграционном учете.

Вам необходимо обратиться в отдел УФМС России по Ставропольскому краю по месту жительства, с заявлением о постановке на миграционный учет Вашего ребенка с приложением документов подтверждающих длительное нахождение ребенка на территории Российской Федерации (справка из школы, медицинские справки). Ваше заявление будет рассмотрено УФМС России по Ставропольскому краю, проведены проверочные процедуры, будет принято решение о постановке на миграционный учет по месту пребывания Вашего несовершеннолетнего ребенка сроком на 90 суток. После постановки на миграционный учет, Вы можете обратиться в отдел УФМС России по Ставропольскому краю по месту жительства с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации Вашим несовершеннолетним ребенком.

В 2012г. получила разрешение на временное проживание. В настоящее время собираю документы на получение вида на жительство. В ОУФМС просят предоставить документ, подтверждающий наличие доходов. Я являюсь пенсионеркой, каким документов могу подтвердить нали

В соответствии п.38.3 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 29.02.2008г. №41 при подаче документов для получения вида на жительство обязательным условием является предоставление документов, подтверждающих наличие у заявителя средств, обеспечивающих ему и членам его семьи при проживании в Российской Федерации прожиточный минимум или документ, подтверждающий его нетрудоспособность (справка о доходах физического лица, декларация о доходах с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, или иной документ, подтверждающий получение доходов от незапрещенной законом деятельности или нетрудоспособность).

Так как Вы являетесь пенсионеркой, в качестве документа, подтверждающего нетрудоспособность, Вы можете предоставить пенсионное удостоверение.

Осуществляется ли регистрация граждан в домовладении, принадлежащем на праве собственности нескольким гражданам, так называемая долевая собственность?

В соответствии со ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящемся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех участников, а при не достижении согласия – в порядке, установленном судом.

Таким образом, при осуществлении регистрации по месту жительства, месту пребывания в долевой собственности иных лиц – необходимо согласие всех участников долевой собственности. При регистрации несовершеннолетних детей к родителям (опекунам, попечителям), согласие всех собственников не требуется.

Осуществляется ли регистрация граждан в принадлежащем им на праве собственности «садовых домиках»?

По данному вопросу хотелось бы пояснить, что в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница – приют, дом маневренного фонда, специализированный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 года № 7-П признание жилых строений пригодными для проживания может осуществляться судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение.

В связи с чем, для оформления регистрации в «садовых домиках» гражданам необходимо представить должностному лицу, ответственному за регистрацию, вступившее в законную силу решение суда о признании жилого строения пригодным для постоянного проживания.